Тайну аншлага на выставке Серова раскрыла книга отзывов Избранное
Пятница. 12:45. Ни одного человека на улице. В кассу стоят 18 желающих. Кто дружит с техникой, покупают билеты в автомате. Кстати, их теперь продают без электронной брони. В гардеробе мест валом. Минута-две и вашу верхнюю одежду забирает любезный персонал. При входе в зал сотрудницы уже не столь доброжелательны. Одна из них мне объясняет: «Как мы можем радоваться, когда над людьми издеваются. Сегодня относительно тихо. А за последнюю неделю столько пережили. Начальство запретило делиться с прессой (тут же снимает бейдж и убирает в карман – К. К.), но я все равно скажу. Положив руку на сердце, организация у нас поганая. Если вы были в Пушкинском музее, то знаете: охрана там впускает внутрь строго по 10-15 человек, а у нас – сотнями. В этой давке даже ноги с руками ломали».
Оглядываюсь по сторонам: все спокойно. В огромном зале на втором этаже не больше 50 посетителей. При чем, окружены в основном знаменитые шедевры. У картин менее известных едва набирается два-три человека. Вот – девушка азиатской внешности зависла с открытым ртом у портрета Зинаиды Юсуповой. Спрашиваю: «Откуда знаешь Серова?» Отвечает на ломанном русском и частично на неважном английском: «Меня зовут Суй Юань. Я приехала из Китая на каникулы в Москву. Учусь там в университете. Про Серова узнала еще в школе. В каждой китайском школе есть урок искусства. На нем изучаем живопись и русских мастеров, в том числе Серова. Хотела в Москву приехать весной и погулять по теплу. Но услышала, что сейчас проходит выставка художника, решила попытать счастье и перенесла поездку. Я настолько довольна экспозицией, что после осмотра напишу пару слов в книгу отзывов. В Китае эта практика распространена».
У нас между прочим тоже. Журнал на выставке переполнен отзывами: некоторые из них как будто списаны из «Жалобной книги» Чехова с мордочками и ядреной бранью, но хвалебных слов тоже много. Мы отобрали самые интересные мнения за последнюю неделю.
М. В. Колодочкин: «До какой степени нужно презирать Россию, чтобы организовать столь бездарную выставку? Пять часов на морозе, отсутствие элементарной организации очередей, невозможность попасть в гардероб. Позор Третьяковке».
Ирина Бужова: «Несмотря на позднее время – даете всем, отстоявшим очередь, прикоснуться к творчеству Серова. Спасибо за терпение и уважение к посетителям». Речь идет о дне, когда выставка работала до последнего зрителя.
Паша, 10 лет: «Организация ужасная. Охранник закрывает тебя дверью. Стоим 3 часа. У старушек отнимаются ноги. Толпа от этого стучит. Дверь закрывают палкой. Это еще с электронным билетом. (сохранен авторский стиль – К. К.)».
В. Н. Яковлева: «Спасибо организаторам за открытие многообразного творчества любимого всеми Серова. Благословенна Россия, озаряющая мир сонмом выдающихся личностей».
Аноним: «Почему в информации о продолжении выставки тактично умолчали о том, что увезли часть картин?».
Аноним, 23 января: «Я сама портретист. Очень хочется на встречу с Ним там, после смерти. Постоянно веду с Ним диалог». Предполагаю, что портретист имеет в виду Серова.
Злата Медведева, 9 лет: «Необычные работы, замечательная выставка. Я вдохновлена».
13:45. Очередь в кассу достигла 56 человек. Интересно: будет ли ажиотаж на «Ночь Серова», которую проведут с субботы на воскресенье.