Menu

Как развалить среднюю школу Избранное

Как развалить среднюю школу
Как развалить среднюю школу и отчитаться о создании образцово-образовательного учреждения. Мастер класс от директора объединённой школы № 1507 в районе Теплый Стан г. Москвы Александра Шувалова.

Если у вас есть дети, вы, конечно же, знаете о том, что последние годы наша система начального и среднего образования изменяется кардинальным образом. Происходит плановый переход на объединение образовательных учреждений в единую вертикаль управления. Объединяются учреждения дошкольного образования со средней школой в единую холдинговую структуру под управлением одного директора. По словам инициатора этой концепции, министра образования города Москвы, Исаака Иосифовича Калины: «Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте». На что, тут же, один из московских журналистов метко заметил: «по всей Москве происходит развёртывание «образовательного Макдоналдса».     

Безусловно, в любой идее можно видеть как полезные начинания, так и вредные. Если смотреть на процесс поглощения с точки зрения руководителя школы с низким общеобразовательным рейтингом, то, конечно, такой школе выгоднее, как с позиции наполнения учащимися, так и с позиции заработной платы учителей, оказаться под громкой вывеской какого-нибудь лицея или гимназии. Ведь большинство родителей достаточно просто относятся к выбору учебного заведения для своих детей. «Гимназия? Ремонт хороший? Учиться престижно? Все! Решено! Документы подаём туда!». И лишь немногие родители задумываются на тему педагогического состава. Ведь для этого нужно тратить своё время, задавать вопросы, встречаться с учителями, с теми родителями, у кого дети уже учатся. Но времени и сил на это, как всегда, не хватает и типичный родитель идёт по пути наименьшего сопротивления.

Но есть и обратная сторона данной истории. Когда происходит объединение школ, естественным образом нарушается сложившаяся годами история взаимоотношения учителей и учеников внутри конкретного образовательного учреждения. Любые изменения, это всегда стресс для тех людей, кто в них принимает непосредственное участие: не только для учителей, но также для детей и их родителей. И для того, чтобы минимизировать негативные последствия подобных необратимых процессов, необходима чёткая, внятная и открытая для заинтересованной общественности «дорожная карта» процесса слияния и перехода на новые виды образовательных методик. Но когда подобного не происходит или директор школы считает, что его действия не могут подвергаться критике, поскольку только он один понимает, что и как надо делать, формируется открытый очаг напряжения между ним, учителями,  поддерживающих только своего работодателя, и родителями учеников, требующих от администрации учебного заведения не диктатуры в управлении и преобразовании школ, где учатся их дети, а взвешенного и конструктивного подхода.

Вот с подобной историей и столкнулись родители московской объединённой школы № 1507, находящейся по адресу: улица Профсоюзная, дом 132 корпус 9. В октябре 2013 года было завершено объединение под единым номером бывшей гимназии №1507 восьми образовательных структур (включая бывшую гимназию). Двух общеобразовательных школ: №865 расположенной по адресу: улица Профсоюзная дом 142 корпус 5, школы №930, расположенной по адресу: улица Островитянова, дом 18 корп. 5 и пяти детских садов: 790, 791, 792, 2063, 250 расположенных на территории района Тёплый Стан. Все бы ничего, да только начинался процесс объединения под управлением одного директора школы №1507,  ныне заместителя начальника Юго-Западного окружного управления образования Зинина Андрея Сергеевича, а непосредственное проведение самих изменений досталось его преемнику, талантливому учителю математики Александру Игоревичу Шувалову, и Александр Игоревич, полностью взял управление в свои руки.

 Первое, что он сделал в октябре 2013 года, это выпустил обращение к родителям и педагогам объединённой школы с утверждением о том, что «во всех трёх школах будут представлены все уровни общего образования. Перемещения детей из здания в здание не будет». Заявление подписано тремя директорами школ, непосредственно, Шуваловым, директором школы №865 Звягиной и директором школы №930 Фоменко, скреплено двумя гербовыми печатями школы №865 и гимназии №1507. Родители, приятно удивлённые таким мудрым поступком нового директора, отвлеклись от происходящих в школах процессах, что, как оказалось, делать было категорически нельзя.

Господин Шувалов с января начал переформатирование административного подчинения, перевёл из школы №930 в школу №1507 госпожу Фоменко, сделал своим секретарём бывшего секретаря школы №930 и в конце февраля  объявил о том, что в июне 2014 года учителя 930 школы средней и старшей школы (II и III ступеней образования)  без обсуждения переезжают в здание начальной школы 1507, а школы №1507 и №930 переходят на новую систему параллелей с 1 сентября 2014 года. А именно, что вопрос перемещения в полном составе начальной школы из помещения школы №1507 в здание школы №930, а всей средней и старшей школы, включая педагогический состав из 930 школы, в здание-пристройку начальной школы 1507 уже решён. Кем решён? Когда решён? На эти вопросы директор Шувалов не отвечает. А как же октябрьское уведомление 2013 года с двумя круглыми гербовыми печатями, спросите вы? Похоже, на это уведомление, господин Шувалов, просто не обращает внимание. И на государственные гербовые печати. Вопрос ведь решён! Зачем сейчас родителям вспоминать о каком-то там официальном государственном документе?

    Вот такое резкое изменение планов. И к чему это привело? Естественно, к неприкрытой негативной реакции со стороны всех родителей трёх школ. Такой цинизм и неуважение к собственным словам не может вызвать другой реакции у взрослого здравомыслящего человека. Любые попытки в течение месяца найти компромиссные решения с директором ни к чему не привели. Шувалов жёстко стоит на своём: вы (родители и учителя) будете делать то, что я говорю и только так, как я считаю нужным.

Причём, как уже стало понятно всем участникам конфликта, господин Шувалов выбрал тактику неприкрытой двусторонней лжи. То есть одним родителям и педагогам он обещает одно, а другим, полностью противоположное. И, что очень умно с его стороны, делает все, чтобы обе стороны не могли между собой встретиться. И очень активно ему в этом помогает директор школы №930 Ольга Григорьевна Фоменко и её «близкий круг», состоящий из секретаря,  завуча начальной школы и некоторых педагогов школы №930. С таким количеством противоречивой информации, манипулированием фактами и неприкрытого давления никто из родителей и учителей никогда ещё не встречались.

    Вот основные тезисы, озвучиваемые директором Шуваловым и транслируемых «вниз» Фоменко и её верной «пиар командой».

    В следующем году в нашу школу под вывеской гимназии №1507 придёт очень большое количество первоклассников (на начало марта 2014 года подано уже более 200 заявлений). Все родители изъявляют желание учиться в здании начальной школы №1507, но это здание всех поместить не может. Но и отказать в приёме детей в школу №1507 директор тоже не может. Почему не может, Шувалов не объясняет. Хотя в Уставе объединённой школе сказано, что количество детей, принятых в первый класс, ограниченно свободными местами прикреплённой территории плюс небольшим дополнительным списком. По планам директора, независимо от желания, как тех, кто пришёл учиться только в здание гимназии, так и тех, кто уже там учится в начальной школе, всех детей, в обязательном порядке, переводят в здание школы №930.

Получается, что всем родителям детей, которым «администрация не может отказать в приёме в школу 1507» и обещают, что все они будут учиться в здании младшей школы гимназии, говорят при приёме документов информацию, совершенно не соответствующую планам директора, которые уже озвучиваются им другим родителям, как свершившийся факт. На лицо первая откровенная ложь со стороны администрации школы №1507 родителям будущих первоклашек. Прямо с порога. Дети ещё не успели начать учиться, а школа уже им лжёт.  И на вопрос, а как же младшие классы будут учиться в совершенно не приспособленном для этого здании типовой школе, так же нет ответа. Всем родителям, кто понимает абсурдность сложившейся ситуации с обучением их детей в младших классов отвечают, что их дети будут учиться «как и раньше, в тех же классах, с теми же педагогами». Но ведь это так же невозможно. Первоклашки не должны учиться выше второго этажа в типовой школе, но помещений, приспособленных под классы начальной школы в здании школы 930 просто недостаточно и все они находятся на втором этаже. Об этом директор Шувалов совершенно не желает думать и не слышит эти доводы от родителей и экспертов.

    Теперь, что говорит Шувалов родителям детей из средней и старшей школы. Если все дети средней и старшей школы из двух школ 1507 и 930 будут учиться в одном здании, администрации, в лице директора Шувалова, будет значительно дешевле и проще, с точки зрения управления процессом, распределять детей по профильным классам. Но будет ли проще детям, оказавшихся в совершенно новых для них реалиях? Ведь нельзя забывать о том, что подростки предельно болезненно и агрессивно реагируют на любую попытку приравнять их к тем, к кому они всегда относились с предубеждением.

В нашем районе ни для кого не секрет, что высокий статус гимназии 1507 активно пропагандируется, в первую очередь, самими родителями учеников, которые обучаются в этой школе, тем самым годами вырабатывая у собственных детей непроизвольное  и неосознаваемое ими предвзятое отношение к своим сверстникам из других школ района. А особенно, это отношение болезненно проявляется к ученикам школы 930, по мнению всех без исключения родителей гимназии 1507, являющейся самой слабой в этом районе. Какие могут быть профильные классы из детей школы 930, которые будут учиться не в основном здании, а в здании пристройке? Такое отношение к детям предельно унизительно и не может быть принято как данность никем из родителей старших детей школы 930. Родители очень бояться за явные возможные конфликты между подростками. Вытирать кровь своих любимых детей со школьных парт и в коридорах школы никто из родителей не желает. Ответ директора на решение этой проблемы звучит приблизительно так: «если подобное произойдёт, ответственность за происшествия будет нести педагогический состав». Очень простая и безопасная для директора Шувалова позиция – я все организовал, но отвечать за мои ошибки будут нижестоящие сотрудники. Родители в трансе, а все учителя в ужасе от возможных для них последствий.

    Ну, и очевидная уже для учителей проблема, но совершенно не рассматриваемая Шуваловым. Резкий переход на параллели приведёт к тому, что учителя «предметники» (химия, физика, биология и других предметов) в школе 930, теряют свои кабинеты с качественным оборудованием, лабораториями, стендами, оснащаемыми в течение очень долгого периода, а взамен им предлагается только одна альтернатива – в лучшем случае получить кабинет на пару с таким же педагогом из гимназии 1507, а в реальности, вероятнее всего, попасть под сокращение штатов, организованное директором-диктатором. То есть учителя школы 930 ставятся в заведомо подчинённую позицию. А это скажется сразу же на уровне преподавания, поскольку для учителя, как и для любого человека, очень важен внутренний комфорт и понимание своей ценности для той организации, где он трудится. А когда идёт откровенное пренебрежение к учителю, как к профессионалу? На каком уровне учитель будет преподавать?

    Можно ещё бесконечно долго приводить противоречия между словами директора Шувалова и реальной жизнью. Главная суть деятельности Шувалова понятна. По каким-то совершенно необъяснимым законам природы, талантливый учитель математики с нулевым опытом сложной управленческой деятельности возомнил себя великим реформатором. Наплевав на детей, родителей, учителей он, просто-таки, рвётся к тому, чтобы как можно быстрее на бумаге объявить своему непосредственному руководителю о том, что именно благодаря его «профессиональной» деятельности  район Тёплый Стан получил идеальную школу нового образца.

Да, только господин Шувалов совершенно забыл о простой народной мудрости – «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». И все его действия по оптимизации, удешевлению и реструктуризации образовательных процессов за столь неприемлемо короткий срок и без участия родителей, учителей и экспертов, приведут на практике только к одному – полному коллапсу и окончательному развалу и без того, не очень высокого уровня образования нашего района.

    Стоит задаться вопросом – а не поспешил ли наш министр образования города Москвы Исаак Иосифович Калина, подписать приказ о назначении директором объединённой школы такого человека, как Шувалов. Ведь те учителя, которые его знали до назначения на это ответственную должность, говорят, что Александр Игоревич очень хорош, как преподаватель математики. Может быть, стоило ещё лет пять-шесть Александру Игоревичу поучить учеников, делая настоящее полезное дело для своей страны, а не стремится своими «благими помыслами» и, пользуясь протекцией вышестоящих коллег, отправить почти две тысячи детей в известном всем направлении. Ведь настоящий профессионал-администратор виден не по бумажным отчётам своему начальству, а по результативному, гармоничному процессу роста качества  производства, которым он управляет. Что  Александром Игоревичем Шуваловым за год с небольшим его «директорства», к величайшему сожалению всех кто с ним непосредственно сталкивался, ещё ни разу не было продемонстрировано.


Владимир ПОТЁМКИН

Наверх